Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в первые годы жизни недоразвитие психических функций.
Наиболее ярко проявляется недоразвитие интеллекта, но присутствуют также эмоциональные, волевые и поведенческие нарушения. Характерным признаком умственной отсталости является отсутствие прогрессирования заболевания, наоборот, в результате применения медико-педагогических и психотерапевтических методик может наблюдаться некоторое улучшение состояния психики больного.
Причины, вызывающие умственную отсталость, весьма разнообразны. Их разделяют на две большие группы: внутриутробные (инфекционные и паразитарные болезни, интоксикации у родителей, резус-конфликт, хромосомные и генные болезни, нарушения питания развивающегося организма, травмы и кровоизлияния головного мозга) и послеродовые (травмы, инфекции и интоксикации, действующие на ребенка в первый год жизни).
Выделяют три степени умственной отсталости – идиотию, имбецильность и дебильность.
Идиотия – самая тяжелая степень, при ней психическая жизнь ограничивается только безусловными рефлексами. Такие больные совершенно беспомощны и нуждаются в постоянном надзоре и уходе.
Имбецильность – средняя степень умственной отсталости. Больным доступно только конкретное мышление, обобщения и абстрагирование невозможны. Речь невнятная (заикание, шепелявость, картавость), словарный запас мал. Такие больные могут обучаться в спецшколах и обучатся несложным видам трудовой деятельности, но работать должны под присмотром.
Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Мышление у больных конкретно-образное, обобщение затруднено, поведение в основном подражательное. В житейских ситуациях такие больные обычно ориентируются хорошо, могут заниматься работой, не требующей высокой квалификации (дворники, грузчики, уборщики).
Для лечения умственной отсталости пользуются фармакотерапией, но основную роль играют медико-педагогические мероприятия, трудотерапия и психотерапия (игровая, групповая, семейная).
Раздел сайта: Психиатрия