К термину «психоанализ» в России отношение традиционно вольное. С одной стороны, есть целый ряд успешно действующих профессиональных сообществ, соответствующих для своих участников самым взыскательным критериям отбора. С другой, существует бескрайнее пространство для разношерстных представителей так называемого «дикого психоанализа» (термин этот более ста лет назад ввел в обиход сам Фрейд). В нашей стране они пока легко пользуются отсутствием четкой правовой основы для существования психоанализа и просто-напросто стригут купоны прибыли с легковерных сограждан, падких на модные заграничные веяния и стандарты.
Несмотря на целую армию подвизающихся в отечественных СМИ людей, гордо и без малейших при том оснований именующих себя психоаналитиками, а также просто астрономическое количество рекламных предложений («Прием ведет психоаналитик Пупкин…» и т.п.), к большей части из них следует относиться в духе рекомендации Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь "буйвол", то не верь глазам своим».
Психоанализ как вид психотерапии существует в мировой практике уже более ста лет и требует от проводящих его специалистов помимо диплома врача-психиатра или клинического психолога и прохождения специалистом так называемого личного психоанализа (следуя принципу «врач, исцелись сам»), также многолетней последипломной подготовки в одном из имеющих международную сертификацию специализированных учебных заведений, которых во всем мире не так уж и много. В России таковых пока что нет, да и в ближайшее время с учетом непростой экономической ситуации в стране вряд ли предвидится.
Но не все у нас так фатально в отношении «опасного метода», как охарактеризовали психоанализ создатели нашумевшего недавно кинофильма. Ведь психоанализ существует не только как вид психотерапии, но и ‒ в более широком смысле ‒ как научный метод, начавшийся с Фрейда, но на нем не закончившйся. За последнее столетие возникло и укоренилось в практике большое количество разнообразных видов психотерапии, ориентированных на психоанализ. И, соответственно, практикующие их специалисты именуются психоаналитически ориентированными психотерапевтами. Да, по-русски звучит витиевато, зато вполне корректно и ставит все точки над «и». При этом пользоваться этими видами психотерапии на вполне законных основаниях можно повсеместно, в том числе, и у нас.
Основной смысл подхода, используемого в психоаналитически ориентированной психотерапии, ‒ дать непосредственную возможность обращающимся к ним людям, страдающим от неврозов, депрессий, тревожных состояний, психосоматических расстройств и прочих «болезней века» понять их глубинную бессознательную природу через непосредственный опыт прохождения именно такой психотерапии. Как показывает практика, только это может обеспечить качественный прорыв в победе над недугом, позволяя человеку, если сравнить его с больным растением, лечить именно «корень», а не только «листья» («лечить листья» ‒ это когда лечебные мероприятия при таких расстройствах ограничиваются назначением исключительно медикаментов либо применением только гипноза или аутогенной тренировки, повсеместно царивших в психотерапии советских времен).
Вот почему ориентированное на методологию психоанализа направление лечения «болезней века» принято именовать «психодинамическая психотерапия», когда наиболее пристальное внимание уделяется осмыслению природы движущих сил (иными словами, динамики), запускающих образование симптомов внутрипсихических механизмов. Основная стратегическая цель проводимой работы ‒ изменить прежде всего на глубинном уровне систему отношений личности как с внешним миром, так и с миром внутренним.
Процедура самой терапии внешне проста: человек приходит на прием к психотерапевту в среднем один раз в неделю и проводит с ним около часа. В течение этого периода пациент просто говорит в произвольной манере следования за свободно возникающими в ходе разговора ассоциациями о том, что здесь и сейчас наиболее для него существенно, рассказывая также о своих воспоминаниях, впечатлениях, сновидениях (последние Фрейд назвал когда-то via regia ‒ «королевской дорогой в бессознательное»). Согласно «параметрам настройки», психотерапевтом гарантируется нейтралитет, доброжелательность, принятие пациента таким, каков он есть. Со стороны первого также исключаются резкие оценочные (плохо/хорошо) суждения, нравоучения, морализаторство. Постепенно между участниками такого психотерапевтического диалога формируется особый тип отношений, получивший название «рабочий альянс». Его главной специфической особенностью принято считать то, что клиент начинает все более свободно проецировать, переносить на терапевта те или иные аспекты своего отношения к тем или иным значимым для него другим лицам как из настоящего, так и прошлого. Эти отношения называются переносом (трансфером ‒ от латинского transfere, что означает «переносить»), интерпретацией которого большей частью и занимается вооруженный методологией психоанализа терапевт. В ходе развития этих отношений, преодолевая непременные бессознательные сопротивления процессу, у клиента постепенно формируется новое, более зрелое и конструктивное, чем до начала терапии, отношение к имеющимся жизненным проблемам и, как следствие этого, имевшимся или пока имеющимся симптомах, из под ног которых в прямом и переносным смысле уходит почва.
При благоприятных условиях на эту работу уходит немало времени, но существуют и неплохо себя зарекомендовали краткосрочные модели психодинамической психотерапии. Длительность нужна для так называемой проработки того материала, которые клиент и психотерапевт получают в ходе своей совместной работы. Само же состояние клиента при установлении оптимальных отношений врач-пациент начинает улучшаться достаточно быстро по мере того, как клиент все больше осознает, что симптомы, существовавшие прежде как проявления несостоятельности психологических защит, ему больше не нужны. Постепенно все более отчетливо меняется в лучшую сторону качество самой жизни, которую не надо больше влачить, страдая от новых и новых тягот. И можно сказать, что более углубленно, чем прежде, исследующий свою природу человек приобретает поистине новое состояние сознания, наполняя новыми смыслами то, что у него уже есть, и открывая новые пути для реализации своих качеств.