Расстройства личности не являются болезнью в строгом смысле слова. Расстройство личности (РЛ) – это особый склад характера, в котором некоторые черты утрированы, обострены. Как правило, подобная «обостренность» каких-либо сторон человеческого склада мешает его обладателю в различных сферах жизни. У одних это повышенная, доходящая до болезненности, ранимость, робость, нерешительность, неуверенность в себе, заниженная самооценка. У других – сниженная инициативность, боязнь нового, «хроническая» усталость, причин которой они не могут найти. У третьих – повышенная концентрация на деталях, склонность к сомнениям и навязчивым мыслям, желание сделать всё как можно лучше в сочетании с трудностями переключаемости с одного на другое, что может препятствовать завершению любого начинания. Такие черты личностного склада тяжело переживаются их обладателями и мешают их полноценной актуализации в социальной жизни. У некоторых людей личностные расстройства выражаются в замкнутости, повышенной самоуглубленности, отгороженности от внешнего и погруженности в мир фантазий. Самоизоляция у таких личностей зачастую бывает вынужденной, а их поведение приводит к беспокойству близких им людей. В некоторых случаях личностное расстройство проявляется в излишней прямолинейности, авторитарности, импульсивности, взрывчатости характера. Такие черты приводят к конфликтным ситуациям, непониманию со стороны близких.
Подобная «угловатость» характера может то заостряться, то компенсироваться. Однако, поставленная в условия повышенных эмоциональных или других нагрузок, такая личность более уязвима для различных психических расстройств: депрессий, различного рода страхов, психосоматических заболеваний, химических и нехимических зависимостей. Такая «незащищенность» приводит и к более тяжелым реакциям на различные житейские неурядицы. Зачастую человек с личностными расстройствами склонен к пассивно-оборонительной жизненной позиции, которая открывает путь к болезни.
Психотерапия людей с чертами личностного расстройства иногда бывает длительной. Она включает психообразовательный компонент: «знакомство» с собой, а также – с многообразием характерологических индивидуальностей. Однако осмысление вариантов характера само по себе не обеспечивает спокойствия и преуспевания в жизни. Следовать своей природе – не означает не принуждать себя ни к какой внутренней работе. И важно не столько переделывать свой характер, сколько развивать его положительные стороны. И обучаться активно искать пути выхода из напряженных, стрессовых, конфликтных ситуаций. Здесь порой приходится делать усилие, чтобы себя преодолеть. Но если это удается, то ощущение уверенности, свободы, здоровья обязательно приходит.